Автомобильные шины — важный элемент конструкции колеса. Они отвечают за безопасность вождения, обеспечивают комфортные условия. Их характеристики влияют на проходимость, расход топлива, уровень шума, коэффициент сцепления. Первая модель была запатентована в 1846 году. Она состояла из парусиновой камеры, пропитанной каучуком, и наружного слоя, выполненного из кожи. Однако несмотря на достойные показатели изделие не получило дальнейшего развития. Примерно через три десятилетия появился второй вариант пневматической шины. Ее конструкция включала камеру из садового шланга, наполненную воздухом. Она крепилась к ободу колеса лентой из парусины. Дальнейшие усовершенствования позволили использовать шины для автомобилей.
По каким параметрам нужно подбирать шины для автомобиля
Выбрать автомобильные шины поможет учет ряда параметров. К ним относится:
- сезонность;
- типовые размеры;
- конструктивные особенности;
- условия эксплуатации;
- манера вождения;
- вид транспортного средства.
Классификация шин по сезонности
По первому критерию шины для автомобиля разделяют на 3 группы: летние, зимние, всесезонные.
Летние
Первый вид выполнен из резины повышенной жесткости. Особый узор на протекторе обеспечивает отвод воды из пятна контакта. Летние покрышки рассчитаны на температуру выше 5°C, сухие покрытия, допускается небольшая влажность. Существуют виды, которые подходят для передвижения в условиях бездорожья, антидождевые, высокоскоростные, усиленные и др.
Плюсы летнего варианта состоят в следующем:
- небольшой вес;
- пониженный уровень шума;
- плавность хода;
- хорошая управляемость.
Такие изделия с понижением температуры резко ухудшают свои показатели. Это связано с усилением жесткости резины.
Зимние
Зимний тип предназначен для температуры не более 10°C. Превышение допустимого значения приводит к размягчению покрышки, быстрому износу, нарушению показателей сцепления, а также проявляется усилением шума.
В этой категории выделяют 2 вида моделей: шипованные и фрикционные. Изделия с шипами хорошо зарекомендовали себя на обледеневших и заснеженных поверхностях.
Липучки считаются более универсальными.
Из достоинств зимних покрышек можно выделить:
- сохранение эластичности при низких температурах;
- улучшение проходимости в сложных условиях.
Однако присутствуют и недостатки:
- шум;
- большой вес;
- увеличение расхода горючего.
Всесезонные
Компромиссным решением является установка всесезонных изделий, хотя эксплуатационные характеристики у них ниже, чем у летнего и зимнего варианта. Допускается такая замена в регионах с мягким климатом, где температура зимой не опускается ниже 5°C.
Положительным моментом установки всесезонных автошин является:
- снижение нагрузки ввиду небольшого веса;
- отпадает необходимость дважды в год «переобувать» автомобиль;
- экономия в материальном плане.
Из недостатков можно выделить следующее:
- ухудшение показателей;
- ускоренный износ ввиду круглогодичного использования;
- движение по заснеженным дорогам сопряжено с риском.
Виды шин по условиям эксплуатации
Какие шины выбрать в зависимости от условий эксплуатации подскажет маркировка, которая определяет рисунок протектора.
- Для легковых автомобилей, эксплуатирующихся преимущественно на твердых и ровных покрытиях, подходят дорожные покрышки с буквами H/T или H/P. Поверхность протектора представляет чередование шашек или ребер с разделительными канавками. Такая модель обеспечивает надежное сцепление, отвод жидкости из пятна контакта, низкий уровень шума.
- Автошины повышенной проходимости (M/T) устанавливают на транспортные средства, которые используются в условиях бездорожья. Они оснащаются высокими грунтозацепами и широкими промежутками между ними, протектор может захватывать часть боковины. Последнее дополнение направлено на самоочищение резины и повышение коэффициента сцепления.
- Универсальными характеристиками обладают изделия с комбинированным узором. Им присвоен буквенный символ A/T. Центральная часть аналогична дорожным моделям, а края снабжены грунтозацепами. Устанавливают на внедорожники и легковые автомобили, чтобы добиться улучшения проходимости. В отличие от шоссейного типа показывают меньшую стабильность и излишнюю шумность.
- Карьерный рисунок имеют шины для спецтехники, которая работает в сложных условиях. Расположение отдельных элементов на схеме препятствует забиванию промежутков камнями и грунтом.
Правила подбора размера автомобильных шин
Какие шины подобрать с учетом размера, подскажет руководство по эксплуатации транспортного средства. Оно содержит подробную информацию об оптимальных параметрах изделия. Стоит помнить, что превышение допустимых отклонений чревато снижением безопасности, искажением показаний приборов, негативным влиянием на трансмиссию, увеличением нагрузки на амортизаторы, подвеску.
Размеры покрышки прописаны в маркировке, остается ее только правильно прочитать.
Например: вот что можно узнать из набора цифр 185/70 R14.
Первое значение указывает ширину в миллиметрах, измеряется на накачанной шине. Широкая резина создает большее пятно контакта, что увеличивает сцепление. Однако такое изделие обладает значительным весом, повышает риск аквапланирования и стоит дороже.
Второе число позволит вычислить высоту профиля. Она составляет 70 % от ширины. Определяется простым действием: 185х70/100 = 129,5 мм.
- Если доля высоты профиля от ширины составляет 55% и менее, то речь идет о низкопрофильных покрышках. Они устанавливаются на легковушках, обеспечивают хорошую управляемость, но не подходят для плохих дорог.
- Высокопрофильные изделия (от 60 до 75 %) сохраняют устойчивость на покрытиях низкого качества, но проигрывают в управляемости и скорости.
- Для внедорожников индекс выше 80 %, а шины носят название полнопрофильных. Такой вид покрышек позволяет двигаться по бездорожью, сохранять контроль над управлением при низкоскоростном режиме.
Важно правильно выбрать размер изделия.
Если поставить шины с большей высотой и шириной, то они будут соприкасаться с неподвижными частями машины, особенно на поворотах.
Отступление в другую сторону приведет к повышению жесткости, нагрузки на подвеску и подшипники.
Символ R указывает на радиальный тип покрышки.
Последние цифры относятся к посадочному диаметру. Единица измерения — дюйм.
Буква «C» сообщает про усиление шины дополнительными слоями, и ее можно устанавливать на микроавтобусах и небольших грузовиках.
Виды рисунка протектора
Различают четыре основных типа рисунка протектора.
- Симметричный ненаправленный считается самым востребованным. Его допускается устанавливать с любой стороны. Он обеспечивает плавное движение на твердых и сухих дорогах. Однако грунтовка в дождливую погоду для таких колес противопоказана. Канавки быстро забиваются грязью, нарушая сцепление.
- Шины с симметричным направленным узором монтируются согласно направлению стрелки. В этом случае происходит качественное удаление избытка влаги, что помогает избежать эффекта аквапланирования. Они придают машине устойчивость, четко реагируют на команды управления, позволяют развивать большие скорости.
- Асимметричный ненаправленный вариант имеет разный узор на левой и правой стороне протектора. Такая комбинация положительно влияет на коэффициент сцепления и ходовые свойства. Монтажные работы проводят с соблюдением маркировки, указывающей на внешнюю и внутреннюю сторону.
- Асимметричный направленный вид по характеристикам совпадает с предыдущей моделью. Его отличает уменьшение ширины протектора с внутренней стороны. При установке необходимо обращать внимание на стрелку, указывающую направление вращения, а также внешнюю или внутреннюю сторону.
Интересная разработка была представлена Московским шинным заводом в 1960 году. Она представляла собой шину радиального типа (марка М-75), оснащенную съемным протектором в виде трех отдельных колец. После установки на диск к ней крепились кольцевые элементы. В процессе накачки они надежно фиксировались в нужном положении. Появлялась возможность замены изношенных протекторных колец или установки деталей с другим рисунком в зависимости от условий эксплуатации. К сожалению, перспективная разработка не была доведена до логического завершения.
Индекс скорости
Скоростной индекс определяется после проведения испытаний. Он представляет собой максимальное значение скорости, при котором шина полностью сохраняет свои характеристики. Для реальных условий эксплуатации рекомендуется снизить его на 10—15%. Показатель обозначается буквой, и указан рядом с индексом нагрузки после размеров. Для расшифровки существует специальная таблица.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки определяет максимальное значение, которое способна выдержать покрышка при допустимой скорости и давлении воздуха. По сути, это вес в килограммах, при котором шина не нарушит свою целостность, а безопасность движения сохранится на прежнем уровне. Хотя указанная производителем цифра включает определенный запас, не стоит доводить нагрузку до предела. Разумно сбросить несколько процентов. В идеале рекомендуется выбирать покрышки, которые рассчитаны на вес, превышающий массу транспортного средства на 20—25 %.
В маркировке данные о допустимой нагрузке находятся перед буквенным индексом скорости. Для сдвоенных колес цифры пишутся через дробь.
Для перевода индекса в реальные килограммы необходимо воспользоваться таблицей.
Ниже приведены ориентировочные значения на одно колесо для разных типов транспортных средств.
- Класс «А» — 60 (до 250 кг).
- Класс «В» — 68 (до 315 кг).
- Класс «С» — 75 (до 387 кг).
- Кроссоверы и минивэны — 87 (до 545кг).
- Внедорожники — 99 (до 775 кг).
Показатель шумности
Дополнительные эксплуатационные параметры (уровень шумности, а также класс экономии топлива и сцепления на мокрой дороге) наносятся на покрышку в виде этикетки. Первый критерий касается внешнего шума, который производит машина во время движения. Значок в виде шины и динамика содержит индикатор из трех полос. Рядом указывается показатель в децибелах. Чем больше полосок закрашено, тем выше шумность автомобиля. Одна линия соответствует тихой шине, две — умеренно шумной, три — слишком шумной.
Показатель шума зависит от многих факторов.
- Тип дорожного покрытия. Например: асфальт и бетон позволяют ездить практически бесшумно, в отличие от брусчатки.
- Давление воздуха. Падение ниже оптимального уровня приводит к увеличению площади контакта.
- Состав резины. Мягкие модели издают меньше неприятных звуков, чем жесткие.
- Рисунок протектора. Крупные блоки с широкими бороздками, ведут себя гораздо громче, чем изделия шоссейного типа.
- Ширина. Чем шире беговая дорожка, тем больше шума она создает.
Срок эксплуатации автомобильных шин
Срок эксплуатации шин регламентируют следующие критерии: пробег и продолжительность использования.
Норма по первому показателю для легковушек с грузоподъемностью до 2 т составляет 45 тыс. км. Грузовики, рассчитанные на нагрузку от 2 до 4 т, могут проехать 60 тыс. км, а машины с грузоподъемностью более 4 т — от 65 до 70 тыс. км.
Что касается времени, то производитель обещает сохранение заявленных характеристик на протяжении 10 лет. В реальности, менять покрышки приходится каждые 5 лет, а то и чаще.
Контролировать степень износа шин необходимо самостоятельно. Для этих целей используют специальную линейку. Замеры следует проводить на самом изношенном участке.
Летние шины отслужили свое, если глубина меньше 1,6 мм, а зимние — 4 мм.
На некоторых изделиях нанесены цифры, которые позволяет оценить состояние шин без инструмента.
Мягкость и жесткость резиновой смеси
От степени жесткости резины зависит:
- длина тормозного пути;
- разгон;
- управляемость;
- скорость износа;
- показатели комфорта.
Мягкость изделию обеспечивают добавки смол, жирных кислот, сложных эфиров, масел. Однако это приводит к снижению прочности, повышенному износу, увеличению сопротивления качения и расхода горючего. К достоинствам мягкой резины относится: улучшение контакта с дорогой, хорошая управляемость, плавность хода, снижение шума, быстрый разгон и эффективное торможение.
Жесткая резина также обладает рядом плюсов.
- Высокая устойчивость к механическим повреждениям и деформациям.
- Низкое сопротивление качению.
- Экономия топлива.
- Продолжительный срок эксплуатации.
Но есть и минусы: длинный тормозной путь, слабое сцепление, замедленный разгон, высокий уровень шума и вибрации.
Как продлить срок службы авторезины
Износ автомобильных шин может проходить с разной скоростью. Выделяют ряд факторов, которые сокращают период эксплуатации.
- Превышение допустимой нагрузки.
- Агрессивный стиль вождения.
- Несоответствующий размер.
- Неправильное давление воздуха.
- Низкое качество дорожного покрытия.
- Недобросовестные производители.
- Поездки на большие расстояния.
- Механические повреждения.
Чтобы увеличить срок службы рекомендуется выполнять простые правила.
- Контролировать давление воздуха раз в 2—3 недели. При его понижении увеличивается площадь контакта с дрогой, и шина быстрее изнашивается. Повышенный показатель приводит к неравномерному истиранию резины, повышает риск повреждений из-за ударного воздействия.
- При смене покрышек в соответствии с сезоном желательно задние и передние менять местами.
- Новые шипованные шины подлежат аккуратному обкатыванию, что продлит их жизнь.
- Рекомендуется приобретать шины одного производителя и с одинаковым рисунком.
- После демонтажа, и каждые 10—15 тыс. км проводят балансировку колес.
- Хранение шин должно проводиться в соответствующих условиях.
- Важно избегать близкого соприкосновения с такими препятствиями, как бордюры, выступы.
- Приветствуется спокойный стиль езды.
- Старайтесь не перегружать транспортное средство.
Что влияет на стоимость резины
Стоимость покрышек определяется рядом параметров. К ним относятся:
- название бренда;
- страна производитель;
- габариты;
- сезонность покупки;
- курс валют.
Несколько советов по выбору автошин
Решая задачу, как выбрать шины самому, стоит воспользоваться практическими советами.
- При одинаковых параметрах разумно приобрести более легкие покрышки, чтобы снизить нагрузку на подвеску.
- Мягкие модели обеспечивают высокий комфорт и низкий уровень шума.
- Высокий протектор увеличивает шумность.
- Шина с несимметричным рисунком обладает высоким уровнем безопасности, но ей сложно подобрать замену в экстремальной ситуации.
- Для зимнего варианта разумно остановиться на покрышке с узким профилем, который дает лучшее сцепление.
Покупка шин — ответственное мероприятие, так как приходится одновременно учитывать множество показателей. На помощь придут рекомендации от производителя транспортного средства и личный опыт.