Виды и классификация автомобильных шин — по каким признакам делятся

Каталог зимней шипованной резины с ценами - купить в Волгограде.

Автомобильные шины представляет один из элементов конструкции колес. Их задача обеспечить надежное сцепление с дорожным покрытием, хорошую управляемость транспортным средством, уменьшение тормозного пути, гашение колебаний и вибрации.

Свою историю автопокрышки ведут со второй половины XIX века. К сожалению, первый вариант шины не отличался высокой прочностью, поэтому не нашел широкого применения. Однако идея уже витала в воздухе. И спустя примерно 40 лет появилась новая версия, предложенная Дж. Данлопом. Ее испытания на велосипеде показали хорошие результаты, но для автомобилей требовалось усовершенствование конструкции. Это удалось выполнить несколькими годами позже. За дело взялись: Ч. Уэлтч и братья Мишлен. Результат был достигнут, но работы по улучшению конструкции шины продолжались и дальше. Их целью служило повышение эксплуатационных характеристик, упрощение процедуры монтажа. Это позволило появиться новым видам покрышек.

По каким признакам классифицируются автомобильные шины

Классификация автошин проводится по различным критериям:

  • область применения;
  • тип герметизации;
  • особенности конструкции;
  • сезонность;
  • рисунок протектора;
  • высота профиля.

Как устроена автомобильная шина

Автошины имеют сложное устройство. Оно включает различные элементы: корд, протектор, брекер, боковины, борта, плечевые зоны.

Фото - строеные автомобильной легковой шины

  • Корд представляет прорезиненный слой, дополненный текстильными, полимерными или металлическими нитями. Это каркас, который охватывает всю покрышку.
  • Наружная часть, отвечающая за контакт с дорогой, — протектор. Другие функции: защита от повреждений, снижение шума и вибрации. Протекторный слой выполнен из резины, значительной толщины. Сверху имеет рисунок, который выбирается в зависимости от условий эксплуатации.
  • Брекер находится между протектором и каркасом, осуществляет их взаимодействие и препятствует отслоению.
  • Плечевая зона охватывает участок между беговой дорожкой и боковиной. В ее задачи входит: усиление боковой жесткости, улучшение соединения каркаса и протектора.
  • Боковины являются продолжением протектора, переходящими на стенки каркаса по бокам шины. Они предохраняют от влаги и повреждений, используются для нанесения маркировки.
  • Борт служит окончанием предыдущего элемента, выполняет крепление и герметизацию изделия на ободе. Для придания прочности и жесткости внутри находится стальная проволока, покрытая резиной.

По конструкции выделяют следующие виды автомобильных шин: диагональные, радиальные. Они отличаются расположением нитей корда.

В первом варианте волокна соседних слоев находятся под определенным углом к радиусу колеса, и направлены по диагонали от одного борта ко второму. Количество слоев всегда четное, может меняться от двух до восьми. К преимуществам диагональных шин относится: простота, повышенный запас прочности боковин, доступная стоимость, снижение ударной нагрузки. Однако эта разновидность подвержена деформации, что сказывается на качестве сцепления.

Во втором случае нити корда направлены вдоль радиуса колеса от борта к борту. Число слоев допускается как четное, так и нечетное. Особенность состоит в том, что каждый слой работает независимо от других. Такое строение уменьшает напряжение нитей, способствует лучшему отводу тепла, снижает вероятность разрыва. Изделия могут похвастаться рядом плюсов по сравнению с диагональной конструкцией.

  • Повышение несущей способности и уровня безопасности.
  • Возможность движения на максимальных скоростях с сохранением хорошей управляемости.
  • Большая радиальная эластичность.
  • Увеличение срока использования.

Но этот вид шин не лишен минусов: прочность боковых стенок снижена, цена высокая.

По типу герметизации покрышки делятся на камерные и бескамерные.

Первые оснащены внутренней камерой с клапаном. Применяются для установки на велосипеды, скутеры, мотоциклы.

Второй вид максимально плотно фиксируется на ободе, а воздух во внутренний объем подается через специальный вентиль. Герметичное прилегание происходит благодаря слою толщиной 1,5—2 мм, который выполнен из смеси натурального и искусственного каучука.

Бескамерные шины считаются более безопасными, меньше перегреваются, способствуют комфортному движению. В случае повреждения потеря давления происходит медленно.

Для какого транспорта бывают шины

В зависимости от назначения автомобильная резина делится на следующие виды:

  • легковой вариант устанавливают на одноименные автомобили, которые перемещаются по твердому дорожному покрытию;
  • для автобусов и грузовиков с низким уровнем тоннажности используют коммерческие и лекгогрузовые шины;
  • грузовые покрышки предназначены для машин перевозящих грузы по дорогам с твердым покрытием, допускается кратковременная эксплуатация в более сложных условиях;
  • внедорожные виды шин рассчитаны на сельские, лесные дороги, обладают повышенной прочностью, стойкостью к нагрузкам и повреждениям. Они предназначены для строительной техники;
  • крупногабаритные экземпляры отличаются нестандартными размерами, завидной устойчивостью к механическим повреждениям. Их устанавливают на транспортные средства, используемые при разработке карьерных месторождений.

Виды шин по типу дорожного покрытия

При выборе шин необходимо учитывать, на каком покрытии в основном будет эксплуатироваться транспортное средство.

  • Дорожные покрышки используют для автомобильных дорог I, II, III категории, которые оснащены капитальным покрытием. Наличие специального рисунка позволяет безопасно передвигаться по мокрой трассе.
  • Универсальный вариант предназначен для любых типов дорог. Рекомендуется устанавливать такие изделия при движении на покрытиях III, IV и V категории.
  • В условиях бездорожья, на мягких грунтах хорошо показывают себя шины повышенной проходимости. Их отличает значительная величина посадочного диаметра, высоты и ширины профиля.
  • Покрышки с маркировкой «Кар» подходят для работы в лесу, карьере, поле. Некоторые виды обладают способностью регулировки давления. Изделия этой группы представлены в обычном, северном и тропическом исполнении.

Виды сезонности

Критерий сезонности разделяет все виды автомобильных шин на 3 категории.

  • Летние покрышки изготавливаются из резины повышенной жесткости. Это позволяет сохранять хорошее сцепление. Они имеют специальные канавки, которые способствуют отводу воды, а микроузор на протекторе отсутствует.
  • Зимний вариант легко узнать по узким канавкам, помогающим резине сохранить эластичность и надежный контакт даже с обледеневшим дорожным полотном. Различают шипованные и нешипованные покрышки. Первые дополнены металлическими шипами. Развитый узор протектора присущ шинам скандинавского типа, что позволяет ездить по рыхлому снегу. Для мягкого климата предназначен европейский вариант, одинаково хорошо справляющийся с мокрым асфальтом или «кашей» из снега.
  • Для любого времени года подойдут всесезонная резина, но ее эксплуатационные характеристики считаются средними. Минимальное значение температуры составляет ­10°C, дальнейшее снижение приводит к повышению жесткости материала и ухудшению показателей.

Классификация по типу протектора

Правильный рисунок на поверхности шины способствует увеличению пятна контакта, удаляет воду и снежную кашу из под колес автомобиля. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит узнать, какие бывают виды протекторов.

В этом случае изделия классифицируют по типу рисунка.

  • Направленный. Способствует отводу жидкости, сохранению контакта с дорогой. При установке руководствуются маркировкой в виде стрелочки, указывающей направление движения колеса.
  • Ненаправленный. Такие шины допускается монтировать с любой стороны машины. Их показатели находятся посредине, а цена вполне доступна.
  • Асимметричный. Протектор разделен на две части, которые отличаются по узору и степени жесткости, что дает возможность без проблем передвигаться в дождливую и сухую погоду. Стоимость таких изделий выше стандартной на 15—20%.
  • Симметричный. Наружная поверхность состоит из одинаковых половинок, подходит для езды по ровным дорогам, но плохо показывает себя при повышенной влажности.

При выборе шин для своего железного коня необходимо определиться с условиями эксплуатации, скоростными показателями, грузоподъемностью, манерой вождения. Использование правильных покрышек повысит уровень безопасности, продлит срок службы изделий.