Зимняя резина эксплуатируется при минусовых температурах, на заснеженных и обледеневших поверхностях. Поэтому она имеет ряд характерных особенностей, которыми отличается от летних моделей.
Вариант для зимы сохраняет эластичность при сильных морозах, и не теряет плотность во время оттепели.
Рисунок протектора состоит из большего количества элементов, а также содержит шипы или ламели.
Усиленные боковины снижают риск повреждения каркаса.
Какие функции выполняет протектор автошины
Протектор представляет собой утолщенный слой резины, поверхность которого покрыта особым рисунком. Он состоит из беговой дорожки и плечевой зоны. Первая непосредственно соприкасается с дорожным покрытием, обеспечивает надежное сцепление автомобиля.
Второй элемент работает на повышение боковой жесткости, отвечает за хорошую связь между протектором и каркасом, частично разгружает беговую дорожку.
В целом протектор выполняет следующие функции:
- сохраняет устойчивость транспортного средства;
- заботится об управляемости;
- защищает шину от повреждений;
- снижает уровень шума и вибрации;
- обеспечивает безопасность.
Виды рисунка протектора зимней резины
Рисунок протектора зимних шин представлен несколькими вариантами.
- Классический тип наиболее прост в использовании, обеспечивает неплохие показатели, доступен по цене. Схема состоит из блоков средних размеров, начальная глубина которых составляет 7—8 мм. Канавки расположены вдоль и поперек. Оптимально подходит для эксплуатации в городе.
- Направленный узор способствует быстрому удалению снега и воды, повышению цепкости, но на сухом асфальте показатели изделия немного падают. Автомобиль четко реагирует на команды, во время поворотов и торможений риск заноса минимален.
- Асимметричный вид сочетает в себе разные рисунки. С внешней стороны располагаются увеличенные жесткие грунтозацепы, сохраняющие стабильность машины при выполнении маневров. Внешняя часть покрыта мелкими блоками, водоотводящими канавками. Это способствует хорошему сцеплению, быстрому отводу жидкости из пятна контакта.
- Отдельно выделяют покрышки с глубоким протектором (10—12 мм). Их устанавливают на внедорожники, Это позволяет увеличить проходимость в экстремальных условиях. Однако по твердым покрытиям нельзя двигаться на больших скоростях, к тому же придется смириться, что машина создает много шума, потребляет значительное количество топлива.
Типы протектора по назначению
Зимняя резина бывает шипованной и фрикционной.
Первый вид стоит выбрать, если поездки происходят преимущественно за городом. Снег и лед не помешают движению транспортного средства, а металлические шипы обеспечат качественное сцепление. Однако асфальт и бетон не подходит для шипованных покрышек, сильно сокращает срок службы.
Фрикционные шины работают в зимних условиях благодаря тонким разрезам, которые способны «прилипать» к дорожному покрытию. Существуют скандинавские и европейские липучки.
Первые обладают мощным протектором, плечевой зоной в виде угла, выполнены из более эластичного состава. Большое количество разрезов негативно сказывается на управляемости. Для решения проблемы производители используют 3D ламели, которые препятствуют чрезмерной подвижности блоков во время маневров. Скандинавские покрышки предназначены для суровых зим с большим количеством снега.
Европейская автошина рассчитана на мягкий климат. Она жестче, количество ламелей в этом случае меньше, зато дренажные канавки более широкие. Это позволяет избежать эффекта аквапланирования при температуре около 0°C. Зимние покрышки можно выбрать для езды в крупных городах или на чистых трассах. Допускается развивать более высокую скорость от 190 до 240 км/ч.
Особенности рисунка протектора зимней резины
Протектор зимних шин в отличие от летней резины содержит в своем рисунке более крупные и высокие блоки сложной формы, которые улучшают цепкость на ледяных и заснеженных участках. Снежные карманы представляют небольшие выемки, которые соединяются с водоотводными канавками. Заполнение их снегом повышает коэффициент сцепления.
Другим характерным признаком являются шипы и ламели.
Последние бывают разной формы.
- Волнообразные виды помогают добиться боковой устойчивости.
- Зигзаг отвечает за маневренность. Его отличает зазубренная форма кромок.
- 3D ламели способствуют равномерному давлению на протектор.
- Ламели насосы захватывают воду в пятне контакта, а затем выбрасывают ее благодаря действию центробежной силы.
Схема установки зимней резины в зависимости от типа протектора
При монтаже шин необходимо придерживаться определенных правил, которые касаются рисунка протектора.
- Изделия направленного типа устанавливаются согласно стрелке, указывающей направление вращения колеса. Она расположена под словом «Rotation».
- Асимметричные покрышки содержат в маркировке обозначения с указанием стороны. Наружная часть автошины помечена «Outer», а внутренняя — «Inner».
Остаточная глубина протектора зимней резины
По существующим нормам допустимая глубина протектора зимних шин должна составлять не менее 4 мм.
Проверяя высоту протектора, также стоит обратить внимание на степень износа разных участков, что поможет определить источник проблемы.
- Если больше изношена средняя часть, то давление воздуха избыточное. В случае истертости краев шина недокачана.
- Многочисленные неравномерности на поверхности беговой дорожки указывают на любителя экстремального вождения, который часто газует или резко тормозит.
- Истертость только с одной стороны — повод проверить состояние подвески.
Некоторые производители оснащают свои изделия специальным соединением, высота которого составляет 5 мм. Достигнув этой отметки, стоит задуматься о покупке нового комплекта.
В случае шипованной резины следует также учитывать количество оставшихся металлических элементов.
Если износ составил 60%, то остаток шипов не в состоянии обеспечить качественное сцепление с дорогой.
Покупая зимние шины, рекомендуется в первую очередь определиться с условиями эксплуатации. Это поможет правильно выбрать остальные характеристики.