Фрикционные зимние шины: виды и особенности. Как выбрать?

Купить шины в Краснодаре - ПИН-АВТО - гарантия и шиномонтаж.

Фрикционные шины — это еще один вариант покрышек для зимы. Их особенностью являются многочисленные разрезы на блоках протектора, более мягкая резина, дренажные каналы, микропоры. Последние «всасывают» остатки воды из зоны контакта. Такая конструкция протектора позволяет покрышкам «липнуть» к дорожному покрытию, тем самым повышая коэффициент сцепления. В отличие от шипованной резины их допускается использовать в межсезонье, когда температура колеблется около 0°C.

Зимние шины липучки рассчитаны на рыхлый снег, его смесь с водой, мокрый и сухой асфальт. Однако чистый лед снижает их эффективность. Для таких покрытий стоит предпочесть изделия с шипами.

Еще одно различие заключается в уровне производимого шума. Фрикционные модели в этом отношении гораздо лучше.

Разновидности зимних шин липучек

Зимние фрикционные шины делятся на два вида: скандинавский и европейский.

Скандинавские

Скандинавские модели по своим свойствам больше приближены к шипованному типу. Их отличает мощный протектор, увеличенное количество ламелей, повышенная мягкость. Изделия допускается использовать при достаточно низких температурах. Они хорошо справляются со снежными заносами, однако гололед им неподвластен. Чистые покрытия вызывают быстрый износ протектора. Во время движения необходимо ограничивать скорость, избегать резких поворотов и торможений.

Европейские

Европейский вариант обладает повышенной жесткостью, число разрезов уменьшено, а водоотводные бороздки расширены. Их можно выбрать для регионов с мягким климатом, где потепление часто чередуется с небольшими заморозками. Такие шины одинаково хорошо проявили себя на чистом асфальте, снежной «каше», а вот плотного снега и льда лучше избегать.

Особенности состава резиновой смеси зимних фрикционных шин

Показатель твердости шины липучка зависит от состава смеси. Изделия, относящиеся к скандинавскому типу, имеют индекс 50—60 баллов. Чтобы этого добиться производители резины используют добавку в виде соединений кремния.

У европейских моделей показатель выше — от 58 до 67 единиц.

Благодаря мягкости резина не теряет своей эластичности даже при сильных морозах.

С целью улучшения эксплуатационных характеристик в состав вводят специальные компоненты.

  • Микрочастицы. Большое количество частичек равномерно распределяется в объеме резиновой смеси и выполняет функции маленьких шипов.
  • Микропоры. С их помощью удается избавиться от водной пленки. При контакте влага моментально всасывается в поры и закупоривает их, создавая эффект присоски.

Ламели – их виды и функции

Ламели представляют собой очень тонкие разрезы на протекторе шины. В их функции входит обеспечить сцепление колес с поверхностью дороги в сложных погодных условиях, улучшить управляемость транспортного средства, провести самоочищение покрышек. Они также эффективно убирают воду из пятна контакта, что снижает риск аквапланирования.

Существует несколько видов, которые отличаются формой и принципом действия.

  • Разрез в виде синусоиды улучшает боковую стабильность автомобиля.
  • Зигзагообразная линия способствует выполнению сложных маневров.
  • 3D ламели, за счет дополнительного элемента, более равномерно распределяют давление на протектор.

Отдельно нужно сказать о таком усовершенствовании, как ламели насосы. Они выглядят в виде небольших кармашков, которые находятся в шашках плечевой зоны. Разрезы этого типа действуют как микро насосы и мгновенно откачивают жидкость.

Еще одна новинка — ламели снежные когти. Они находятся на стыке беговой дорожки и плечевой зоны. Их многогранность позволяет повысить коэффициент сцепления при разгоне и торможении машины.

Как подобрать размер фрикционных шин

Чтобы выбрать зимние шины по размеру правильно, разумно придерживаться инструкций от производителя транспортного средства. Возможны небольшие отклонения, но только в пределах оговоренного допуска.

Понять, отвечает ли выбранный экземпляр требованиям, поможет маркировка. Данные о размере представлены набором цифр. Понятнее будет провести расшифровку на каком-либо примере: 195/65 R15.

  • 195 — ширина покрышки в миллиметрах. Замеряется между боковыми сторонами без учета рельефных надписей.
  • 65 — процентное соотношение ширины к высоте профиля. Для того чтобы перейти к миллиметрам, достаточно произвести простое вычисление: 195х65/100.
  • Индекс R указывает на радиальный тип изделия.
  • 15 — посадочный диаметр в дюймах.

Завышенный профиль улучшает плавность хода, снижает риск повреждений. Низкий вариант более маневренный, но проигрывает в плане амортизации и защиты от повреждений.

Широкая резина дает преимущество при преодолении ям, которые часто встречаются на российских дорогах. Зауженная покрышка способствует повышению курсовой устойчивости.

Какие лучше предпочесть придется решать самостоятельно.

Индекс скорости

Индекс скорости присваивается значению, которое гарантирует сохранение эксплуатационных характеристик и целостности покрышки. Обозначается буквами латинского алфавита, записывается вместе с индексом нагрузки после размеров шины. Все данные сведены в специальную таблицу.

Скоростной индекс для скандинавских шин находится в диапазоне от 160 (Q) до 190 (T) км/ч. Европейские модели допускается разгонять до 210—240 км/ч, что соответствует буквенным индексам H и V.

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки позволяет узнать допустимый вес на одно колесо. Обозначается с помощью цифр, чем они выше, тем больше прочность колеса. Расшифровать индекс можно с помощью таблицы.

Численное значение в килограммах определяют путем арифметического действия: вес автомобиля следует разделить на число колес.

Стоит помнить, что усиленные многослойные покрышки способны выдержать повышенную нагрузку, но при этом способствуют повышению расхода топлива, негативно влияют на состояние подвески и амортизационные свойства.

Чтобы самому подобрать оптимальный вариант, необходимо определиться насколько часто и сильно планируется загружать транспортное средство.

Считается, что для перестраховки достаточно иметь не более 20—30% запаса.

Правила обкатки фрикционных зимних шин

Обкатка новой резины — обязательная процедура для любого вида покрышек. Этого требует ряд обстоятельств.

Дело в том, что конструкция шины включает большое количество разных элементов. Для того чтобы между ними наладить качественную взаимосвязь необходимо определенное время.

Другая причина состоит в том, что на поверхности покрышки присутствует тонкий слой смазки. Ее требуется удалить, чтобы автошина полностью раскрыла свой потенциал.

Общие правила обкатки для любых видов шин, какие бывают, подразумевают выполнение следующих действий.

  • Процедура подготовки к полноценной эксплуатации должна пройти в несколько приемов.
  • Предварительно проводят непродолжительный разогрев покрышек на малой скорости (до 30 км/ч).
  • Во время движения рекомендуется выполнять остановки, чтобы визуально контролировать состояние шин, степень разогрева, проводить замеры давления.

Для обкатки фрикционных шин достаточно проехать от 250 до 300 км на скорости не выше 80—90 км/ч. В этот период лучше практиковать спокойную манеру вождения, исключить сложные и резкие маневры. Дело в том что, нешипуемые модели изготавливают из мягкой резины, которая имеет неприятное свойство быстро истираться.

Срок службы зимней резины

Согласно версии производителя срок службы зимней резины составляет порядка 10 лет. Однако существует ряд оговорок. Покрышки должны эксплуатироваться строго по назначению и с учетом всех рекомендаций. К сожалению, в реальности качество дорожного покрытия в нашей стране находится далеко от идеала, что губительно сказывается на состоянии резины.

Гарантийный период отсчитывается с выпуска изделия, и равен пяти годам. Информация о дате изготовления содержится в маркировке. В ней приведены: порядковый номер недели и две последние цифры года. Считается, чем быстрее покрышка пройдет путь от конвейера к владельцу, тем больше надежды на длительный срок эксплуатации. Если с момента производства прошло уже 3 года, то такая резина, наверняка, растеряла свои характеристики.

Решая как выбрать хорошие зимние шины, стоит обратить внимание и на страну производителя.

  • Европейские изделия способны без проблем наездить до 50—60 тыс. км.
  • Отечественная продукция отличается более скромными показателями — от 20 до 40 тыс. км.
  • Китайские автошины готовы к пробегу в 50—80 тыс. км.

Существуют допустимые нормы износа протектора для зимних шин. Его глубина должна быть не менее 4 мм.

Для определения высоты используют специальный инструмент. Замеры проводят как минимум в шести точках, охватывая все зоны. Заключение об изношенности делается по самому минимальному значению.

Существует ряд причин, которые приводят к неравномерному износу.

  • Избыточное давление ухудшает состояние центральной части протектора.
  • Пониженное давление воздуха вызывает стирание по краям.
  • Если ситуация хуже только с одной стороны, следует проверить подвеску.
  • В случае, кода изношенные участки хаотично разбросаны по всей площади беговой дорожки, стоит задуматься о манере вождения.

На продолжительность эксплуатации автопокрышек также влияет регулярность использования. Естественно каждодневные поездки быстрее приводят к истиранию протектора. Однако постоянный простой в гараже в течение всего сезона с редкими выездами, тоже плохо сказывается на состоянии резины. Лучшим вариантом станет что-то среднее по интенсивности применения.

Чтобы продлить жизнь покрышкам, рекомендуется выполнять нехитрые действия.

  • Регулярно контролировать и поддерживать оптимальное давление воздуха.
  • Придерживаться спокойной манеры вождения на скорости не более 90 км/ч.
  • Не перегружать сверх допустимого своего железного коня.
  • Вовремя производить замену покрышек согласно сезону.
  • Проверять и по мере необходимости проводить балансировку колес.
  • Хранить комплект шин в правильном положении и надлежащих условиях.

Как сэкономить при покупке зимней резины

Тем, кто хочет сэкономить на покупке зимней резины, стоит прислушаться к простым советам.

  • Лучше посвятить этому событию время в начале года. Январь и февраль считаются месяцами, когда можно рассчитывать на скидку.
  • Допускается выбрать шины с меньшим посадочным диаметром, но в пределах допуска. Они будут стоить дешевле. Однако к ним придется приобрести дополнительный комплект дисков.
  • Нешипованные зимние шины, бывшие в употреблении, существенно дешевле новых покрышек. Но существует большой риск, что подобная сделка не оправдает надежд. А ожидаемая экономия обернется чуть позже дополнительными расходами.

На выбор резины для зимы наибольшее влияние оказывают предполагаемые условия эксплуатации (дорожные и климатические). Для мегаполиса идеально подойдет европейская шина липучка, заснеженные районы лучше преодолевать на скандинавских покрышках.