Виды протектора автомобильных шин

Шины Ростов - в наличии и под заказ - ПИН-АВТО.

Выбор автомобильного протектора зависит от многих факторов. Необходимо обратить внимание на рисунок, учесть тип дорожного покрытия, период эксплуатации. Первые образцы, оснащенные беговой дорожкой появились в начале XX века. Они имели рисунок по всей ширине. Позже испытаниям подвергся вариант с периферийной схемой, призванный сохранять устойчивость автомобиля на крутых виражах. Современный вид протектора — результат долгого труда инженеров.

Протектор шины – что это? Какие функции выполняет

Протектор представляет собой наружную поверхность колеса, которая непосредственно контактирует с дорожным покрытием. В его задачи входит защита от механических повреждений, надежное сцепление с дорогой, хорошая управляемость транспортным средством, удаление избытков влаги.

Протектор шины состоит из беговой дорожки и плечевой зоны.

протектор автомобильной шины

Первый элемент выполнен из толстого слоя резины, сверху имеет особый рисунок. Он обеспечивает контакт колеса с дорожным покрытием, предохраняет каркас и брекер от повреждения.

Плечевая зона соединяет беговую дорожку и боковую стенку. Ее задача — увеличить жесткость изделия, улучшить взаимосвязь каркаса с протектором, частично разгрузить беговую дорожку.

Виды протектора по типу шин

Для классификации протекторов используются различные критерии.

  • Тип транспортного средства.
  • Категория дорожного покрытия.
  • Скоростные показатели.
  • Сезонные условия.

Легковые

Шины для легковых авто делятся на летние и зимние.

Первый вариант рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающей среды от +5°C. Для их изготовления применяют смеси повышенной жесткости. Это позволяет обеспечить постоянное сцепление с покрытием и отвести избыток влаги в пятне контакта. Автомобильная шина этой категории обладает продолжительным периодом эксплуатации, дает возможность передвигаться на высокой скорости.

Зимняя резина благодаря специальным добавкам сохраняет эластичность при минусовых температурах, может дополнительно оснащаться шипами. Существенно облегчает передвижение по гололеду и снежным заносам.

Всесезонная разновидность больше подходит для мягкого климата. Ее конструкция представляет симбиоз предыдущих изделий. Однако такая автошина по своим характеристикам проигрывает показателям как летней, так и зимней резины. Это проявляется в быстром износе, ухудшении свойств при критических температурах.

Специалисты рекомендуют выбирать покрышки согласно сезону, т. е. приобрести 2 комплекта.

Грузовые

Грузовые шины имеют разный рисунок беговой дорожки в зависимости от места установки.

  • Рулевые покрышки содержат продольные канавки, которые снижают уровень шума и улучшают управляемость транспортным средством.
  • Ведущие шины подвержены большим нагрузкам. Их функция сохранять сцепление с дорожным полотном, поэтому рисунок состоит из крупных блоков.
  • Универсальные изделия годятся для установки на любую ось.

Для спецтехники

На выбор покрышек для спецтехники влияют условия ее эксплуатации.

  • Расположение грунтозацепов по схеме, напоминающей хвойное дерево, получило название «Елка». Их используют для работы в поле, на мягких грунтах, устанавливают на ведущие колеса. Такое строение протектора способствует качественному сцеплению, плавности хода, снижению вибрации, а самоочищающиеся элементы помогают быстро избавляться от налипшей грязи.
  • Узор «Шашки» действительно похож на поле для одноименной игры. Такие виды протектора шины рассчитаны на значительные нагрузки при работе на строительных площадках, карьерных разработках с мягким грунтом, но не подходят для передвижения по болотистой местности или песку, так как происходит потеря тяги. Увеличенное пятно контакта снижает давление на почву, уменьшает загрязнение колес. Усиление боковин и глубокие бороздки между грунтозацепами положительно влияют на сроки эксплуатации.

  • Для каменистых поверхностей разработан рисунок протектора «Волна». Он придает изделиям высокую сопротивляемость к повреждениям, обеспечивает большое пятно контакта, тем самым препятствуя износу.
  • Универсальным вариантом считается покрышка с узором «Клюшка». Такую шину можно использовать в любых условиях, кроме твердых покрытий и агрессивных грунтов. Например: износ на асфальте проявляется в быстром истирании протектора. При установке следует учитывать схему рисунка. На ведущих колесах выступы должны быть направлены в одну сторону, чтобы обеспечить качественное сцепление, а на свободно катящихся — в противоположную.

Виды протектора в зависимости от типа дорожного покрытия

В зависимости от типа дорожного покрытия выделяют 5 групп автопокрышек.

  • Шоссейные или дорожные. Их можно узнать по маркировке H/T, H/P. Рассчитаны на твердое покрытие (асфальт, бетон). Такие покрышки отличает высокая степень сцепления, низкий уровень шума, качественный отвод воды из пятна контакта. Не рекомендуется применять зимой и на бездорожье.
  • Универсальные. Этот вид обозначается A/T. Они показывают удовлетворительные характеристики при использовании, как на твердых дорогах, так и покрытиях, выполненных из гравия. Особенность изделий проявляется в повышенном шуме, а также снижении стабильности транспортного средства.
  • Грязевые. Для экстремальных условий следует выбрать автошины с маркировкой M/T. Рисунок протектора отличается большой высотой секций и расстоянием между ними. Это необходимо, чтобы сохранять контакт с дорогой, избавляться от налипшей грязи. Для усиления эксплуатационных характеристик в конструкции могут присутствовать боковые грунтозацепы. Движение на больших скоростях по твердым покрытиям сопровождается сильным шумом.
  • Спортивные. Этот вид сочетает в себе свойства универсальных и шоссейных шин, обозначается буквами S/T. В отличие от последних обладают широким боковым рисунком. Они предназначены для гладких и твердых поверхностей, позволяют двигаться на высоких скоростях. Допускает передвижение по грунтовым дорогам, но не так быстро.
  • Карьерные. Отличаются от других вариантов значительным расстоянием между грунтозацепами. Устанавливаются на спецтехнику, работающую на каменистых покрытиях.

Из каких зон состоит протектор автомобильной шины

Рисунок беговой дорожки складывается из разных элементов.

  • Ламели представляют собой разрезы небольшого размера в выступающих блоках. Благодаря им улучшается способность к сцеплению с дорожным полотном. Это свойство проявляется на мокрой, обледенелой, заснеженной поверхности. Разрез действует как своеобразная липучка. Автомобильная резина приобретает лучшую устойчивость в зимнее время года. Минус ламелей состоит в затрудненном отводе влаги, что приводит к эффекту аквапланирования.
  • Центральное ребро стабилизирует положение транспортного средства при высокоскоростном движении, сохраняет чуткость автомобиля к рулевому управлению.
  • Продольные канавки отводят жидкость к задней части пятна контакта и в стороны. Чем больше их общая площадь, тем эффективнее удаляется влага.
  • Наклонные бороздки способствуют отводу воды при любых маневрах.
  • Плечевые шашки предохраняют от скольжения на поворотах.
  • Снежные карманы представляют собой выемки, соприкасающиеся с дренажными канавками. При заполнении снегом сцепление зимних покрышек на заснеженных дорогах улучшается.
  • Широкие плечевые канавки удаляют избыток жидкости в поперечном направлении за счет разницы давления.

Правила установки шин в зависимости от типа протектора

На установку шин влияет тип рисунка протектора.

  • Симметричный ненаправленный допускает монтировать колесо как угодно.
  • Симметричный направленный содержит особые указания в маркировке. Правильное положение подскажет стрелка рядом со словом Rotation.
  • Асимметричный ненаправленный имеет надписи «Inner» или «Outer», что соответствует внутреннему или внешнему способу размещения.
  • Асимметричный направленный требует учитывать направление вращения (Rotation и стрелка) и сторону монтажа на диск («Inner» или «Outer»).

Остаточная глубина протектора

Существую нормы, которые регламентируют показатель остаточной глубины протектора для разных видов транспортных средств. Они показывают, какой бывает допустимый износ.

  • Легковые автомобили — 1,6 мм.
  • Автобусы — 2 мм.
  • Грузовики — 1 мм.
  • Мопеды, мотоциклы — 0,8 мм.

По достижении указанных значений шины подлежат замене.

Для летних покрышек минимальное значение составляет 2 мм, зимних — от 4 до 6 мм.

Каждый вид протектора показывает лучшие характеристики в тех условиях, для которых он предназначен. Поэтому решая вопрос, как выбрать оптимальный вариант следует определиться с сезонностью, типом дорожного покрытия.