Автошины являются одних из важных элементов конструкции. От них во многом зависит безопасность транспортного средства, его управляемость, уровень допустимой нагрузки и скорости, комфортность. Сложно создать покрышки, которые одинаково хорошо будут эксплуатироваться в широком температурном диапазоне, на разных типах дорожного покрытия.
Поэтому их разделяют по сезонности использования на летние и зимние шины. Изделия отличаются не только узором протектора, но и степенью жесткости резины. Задача зимнего варианта обеспечить цепкость с дорогой, а ее в это время обычно покрывает снег и лед.
В чем отличие зимней резины от летней
Зимняя резина отличается от летней по ряду параметров.
- Рисунок протектора в первом случае более грубый. Глубокие прорези, расположенные в поперечном направлении, крупные секции напоминают колеса спецтехники. Присутствуют дополнительные элементы: ламели или шипы.
- Показатель твердости летних покрышек составляет 63—72 балла. А для зимнего варианта его значение ниже — от 48 до 55 баллов. За это отвечает особый состав смеси.
- Модели для холодного времени года имеют интересную особенность. Во время движения благодаря разогреву, они становятся более эластичными и мягкими. Изделия для лета таким свойством не обладают. Напротив, скоростная езда способствует охлаждению.
- Зимние шины более долговечны, а летнюю резину приходится менять на новую гораздо быстрее.
- Скоростной индекс у шин для зимы ниже. Согласно рекомендациям максимальная скорость, при условии качественного сцепления, не должна превышать 140 км/ч.
Виды зимних шин
Различают два основных вида шин для зимы: фрикционные и шипованные. Какие выбрать зависит от условий эксплуатации.
Шипованные
Протектор шипованной резины имеет специальные приспособления, обеспечивающие высокую цепкость и быстрое торможение. Этот вид предназначен для районов с суровой зимой, где дороги часто покрывает толстый слой льда. Стоит отметить, что машина с такими покрышками при движении создает довольно много шума. Частое использование шипованных моделей для асфальта или бетона сильно снижает срок службы. Их лучше выбрать тем, кто живет вдали от больших городов, где гололед зимой частое явление. Металлические шипы бывают разной формы: круглые, прямоугольные, крестообразные.
В некоторых изделиях существует возможность самому вставить шипы в специальные отверстия. Однако эту операцию проводят до начала эксплуатации шин. Самостоятельно шипуемые модели склонны быстро терять острые элементы, что негативно сказывается на их показателях.
Фрикционные
Протектор фрикционных шин оснащен разделяющими ламелями, которые обеспечивают эффект прилипания. Множественные разрезы располагаются под углом по всей поверхности грунтозацепов. Шины липучки отличает:
- низкий уровень шума и вибрации;
- самоочищение;
- лучшее сцепление со снегом;
- возможность использования в межсезонье.
Однако при гололеде и на плотном снегу их характеристики уступают шипованной резине.
Существует два вида фрикционных покрышек: скандинавские и европейские. Первые рассчитаны на суровые условия эксплуатации, поэтому выполнены из более мягкой резины, расстояние между отдельными элементами и количество ламелей увеличено. Блоки расположены в шахматном порядке.
Для мягкого климата лучше выбрать зимние шины европейского типа. Они более жесткие, число ламелей меньше, по своим параметрам близки к всесезонному варианту. Диагональный рисунок дополняют водоотводящие канавки.
Чтобы отличить изделия достаточно обратить внимание на участок протектора у боковины. У скандинавских моделей стык имеет угловую форму, а европейских — округлую.
Виды рисунка протектора зимней резины
Одним из критериев, определяющих параметры зимней резины, является рисунок протектора. Существует три основных вида.
- Классический вариант можно встретить чаще всего. Он симметричен относительно центра протектора, состоит из перемычек и блоков. Автомобиль с такими шинами справляется со снежными заносами, гололедом, но, если на дороге образовалась снежная каша, стоит подобрать другой вариант.
- Направленный тип способствует улучшению рабочих показателей, эффективной очистке от налипшего снега и грязи. Монтаж выполняется строго по направлению стрелки, дополненной надписью «Rotation».
- Асимметричный узор представляет комбинацию разных схем. На внутренней стороне располагаются блоки меньшего размера, канавки для отвода воды. Снаружи находятся массивные и жесткие грунтозацепы. Их задача увеличить устойчивость при выполнении маневров. Установка выполняется согласно маркировке с указанием стороны (INSIDE — внешняя и OUTSIDE — внутренняя). Неправильное положение нарушает управляемость транспортного средства.
Ламели – что это, их функция
Ламели представляют собой тонкие разрезы на поверхности протектора. Их задача состоит в следующем:
- надежность сцепления на заснеженных, мокрых и обледенелых дорогах;
- сокращение тормозного пути;
- улучшение управляемости.
Различают несколько типов в зависимости от геометрии.
- Прямые.
- Волнообразные, в виде зигзага или буквы «Z».
- Y-ламели.
- Четырехугольные.
- П-образные.
- 3D ламели.
Разрезы в виде волны остаются гибкими в любых условиях, поэтому не теряют способности глубоко врезаться в снег и сохранять устойчивость в гололед.
Ламели-синусоиды гарантируют боковую устойчивость, а зигзаг прекрасно справляется со сложными маневрами благодаря острым кромкам.
3D вариант содержит внутренние элементы, которые способствуют равномерному давлению на протектор.
Появились и более усовершенствованные конструкции. Например: ламели-насосы, которые раскрываются по мере изнашивания резины.
Элементы с большим количеством граней «Снежные когти» располагаются на участке между беговой дорожкой и плечевыми зонами. Благодаря им сохраняется цепкость протектора со льдом, снегом во время разгона и торможения.
Типоразмер – как подобрать
Чтобы долго не мучиться вопросом, как выбрать зимние шины по размеру, стоит воспользоваться рекомендациями производителя транспортного средства. В случае, когда нужный вариант отсутствует, разумно предпочесть модели, немного уступающие по ширине, с более высоким профилем. Желание увеличить пятно контакта толкает на приобретение широких покрышек. Однако они не способны проявить себя в полной мере в таких условиях. Узкая шина лучше разрезает глубокий снег, показывает хорошие показатели цепкости. Что касается радиуса, то его допускается уменьшить, а в целях экономии для зимнего комплекта купить отдельные диски соответствующего диаметра.
Данные о параметрах изделия зашифрованы в маркировке, которая наносится на боковину.
Ее удобнее рассмотреть на каком либо примере: 215/65R15.
- Первые три цифры представляют собой ширину профиля в миллиметрах.
- Значение, записанное через дробь, является соотношением ширины и высоты в процентах. Для перевода в миллиметры достаточно воспользоваться формулой: 215х65/100.
- Индекс R указывает на радиальную конструкцию покрышки.
- Последние знаки — посадочный диаметр в дюймах.
Индекс скорости
Скоростной индекс указывает на допустимое значение, при котором шина сохраняет свои характеристики. Он обозначается буквами латинского алфавита, в маркировке записан после размеров вместе с индексом нагрузки. Конкретную цифру можно найти в таблице.
Зимние шины обладают разными показателями. Например: у покрышек скандинавского типа встречаются модели с индексами: Q (160 км/ч), R (170 км/ч), S (180 км/ч), T (190 км/ч). Для европейских шин, рассчитанных на мягкие условия, допускаются более высокие индексы: H (210 км/ч), V (240 км/ч).
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки определяет допустимый вес на одно колесо. Его рассчитывают путем деления веса нагруженного автомобиля на количество колес. Высокое значение имеют толстые, многослойные покрышки. Они обладают значительной массой, усиливают износ подвески, увеличивают расход топлива, снижают комфортность. Рекомендуется выбирать изделия с запасом не более 20—35%, учитывать манеру вождения и предполагаемую загрузку.
Узнать чему соответствует индекс нагрузки можно в таблице.
Правила обкатки зимних шин
Обкатка новой резины позволяет покрышкам адаптироваться к условиям эксплуатации, избавиться от тонкого слоя смазки, оставшегося на поверхности, надежно зафиксировать металлические шипы.
Процедура имеет некоторые отличия для разных видов шин.
- Обкатка фрикционной резины проводится на скорости 80—90 км/ч. Достаточно проехать 250—300 км. В это время важно отказаться от резких поворотов, торможений.
- Шипованный вариант обкатывают по снежному покрову. Температура воздуха — примерно 2—3°C. Предварительно проводят балансировку колес, выставляют оптимальное давление воздуха. Рекомендуемая скорость 60—70 км/ч, расстояние 500 км.
Общие правила.
- Обкатку выполняют в несколько приемов
- Шины короткое время разогревают на малой скорости (10—30 км/ч).
- Периодически следует останавливаться и проверять состояние покрышек на предмет повреждений, разогрева, изменения давления.
Срок службы зимней резины
Срок эксплуатации шин для зимы составляет 7 лет, но в условиях российского бездорожья их хватит в лучшем случае на 4 года. Величина пробега у разных стран производителей отличается.
Изделия, выпущенные в Европе способны проехать 50—60 тыс. км. Российские шины выдерживают немногим более 40 тыс. км. Китайская продукция показывает хорошие результаты — до 80 тыс. км.
Долговечность изделий зависит от ряда факторов.
- Дата выпуска. Если с момента изготовления, шины более трех лет хранились на складе, то они потеряли свои характеристики.
- Способ хранения сменного комплекта в межсезонье. Рекомендуется подвешивать покрышки с диском.
- Внутреннее давление воздуха. Снижение показателя на пол атмосферы уменьшает продолжительность использования на 20%.
- Скоростной режим. Движение на 120 км/ч отберет примерно 40% времени эксплуатации. Лучше ездить, не превышая 90 км/ч.
- Загруженность автомобиля. Частое движение под нагрузкой сократит срок службы на 20—30%.
- Нарушение балансировки. Если вовремя не провести требуемые действия, неравномерный износ покрышек обеспечен.
Согласно нормам высота протектора должна быть не менее 4 мм. В противном случае изделия полностью исчерпали ресурс, и ездить на них небезопасно.
Как сэкономить при покупке зимних шин
Как выбрать покрышки для зимы правильно, и при этом сэкономить на покупке?
Лучшим временем для приобретения зимнего комплекта считается начало года (январь, февраль).
Отдайте предпочтение моделям с меньшим посадочным диаметром (но в допустимых пределах), которые стоят дешевле.
Постарайтесь отказаться от варианта, бывшего в употреблении. Время и износ ухудшают свойства резины, что сведет к нулю всю экономию.
Решая вопрос, какую зимнюю резину выбрать для своего автомобиля нелишним будет воспользоваться советами от профессионалов.
- Учитывайте условия эксплуатации, чтобы определиться с рисунком протектора.
- Планируете общий пробег за сезон.
- Проверяйте дату изготовления.
- Отдайте предпочтение проверенным производителям.