Главная особенность шипованных покрышек кроется в их названии. На поверхности находятся металлические элементы, улучшающие сцепление с дорожным покрытием в зимнее время года. В отличие от фрикционного типа они показывают лучшие показатели на льду и уплотненном снеге, но асфальт и бетон для них противопоказан. Оптимальный температурный диапазон от 20 до 0°C. При 25°C движение по гололеду нежелательно, так как шипы начинают проскальзывать.
В вопросе, как выбрать шипованные шины, ответ очевиден. Если планируется передвигаться вдали от больших городов, то лучшего варианта не найти. Однако водителям придется смириться с увеличением тормозного пути на твердой поверхности, шумностью, более низкими скоростями.
Такие шины также имеют ламели, но их число меньше чем у липучек. Расстояние между отдельными блоками наоборот больше, что положительно сказывается на проходимости по рыхлому снегу и грязи.
Как работают шипы в зимних шинах
Шипованные зимние шины проявляют свою эффективность благодаря ряду качеств.
- Особый рисунок беговой дорожки.
- Многослойность протектора. Наружная часть с узором более мягкая, отвечает за цепкость. Внутренняя, с повышенной жесткостью, надежно удерживает шипы.
Лед дает работу металлическим элементам. Они вгрызаются в него, не позволяют прокручиваться.
Условия повышенной влажности больше задействуют протектор. Его канавки помогают освободить пятно контакта от снежной каши, кусочков льда, воды.
Снег требует объединенных усилий всех элементов.
На чистом асфальте шипы не только бесполезны, но и ухудшают эксплуатационные характеристики, повреждают покрытие.
Виды шипов
Конструкция шипа состоит из корпуса и вставки. Они выполнены из разных материалов.
Для первого элемента используют: сталь, алюминий, пластик.
- Стальной шип имеет значительный вес, издает много шума, быстро разрушается вследствие коррозии. Защитить его от ржавчины помогает тефлоновое покрытие.
- Алюминиевый вариант легкий, достаточно прочный, невосприимчив к действию влаги, но химические реагенты превращают его в порошок.
- Пластик легкий, работает практически бесшумно, но не переносит низких температур. Это проявляется в растрескивании материала.
Самые хорошие показатели у изделий, основание и сердцевина которых выполнены из разных сплавов.
Для изготовления внутренней вставки используют карбид вольфрама, который может содержать титан, карбид ниобия и другие добавки, увеличивающие твердость.
В зависимости от конфигурации существуют следующие разновидности шипов.
- Круглая форма доступна по цене и подходит для большинства покрышек. Но коэффициент сцепления оставляет желать лучшего.
- Овальный тип отличает увеличенная площадь контакта, что положительно сказывается на цепкости.
- Шип с четырьмя гранями работает хорошо, но подвержен быстрому износу.
- Шестигранное изделие гарантирует качественное сцепление в любом положении колес. Дополнено защитной подушечкой.
- «Бриллиантовый» вид обладает пятью острыми гранями, по мере истирания превращается в овал.
- Закругленная трапеция улучшает курсовую устойчивость, препятствует заносам при маневрах, не выскакивает из гнезда.
- Семигранная конструкция хороша при разгоне, эффективна во время торможения, не чувствительна к боковым силам.
- Трехлучевая звезда имеет небольшую площадь, поэтому вызывает пробуксовку в период разгона, часто теряет сердечник.
- Треугольник показывает высокие показатели, постепенно стачивается до круга, но сохраняет свойства. Главный минус короткий срок службы сердцевины.
- Граненый «бриллиант» благодаря большому количеству острых углов легко вгрызается в лед, а подушечка под корпусом надежно защищает от разрушения.
- Разделенный на четыре части сердечник напоминает крест. К сожалению, тест показывает быструю потерю первоначальной формы и эффективности.
Виды рисунка протектора зимних шипованных шин
Зимняя резина различается рисунком протектора.
- Классические модели наиболее просты в использовании, доступны по цене, показывают неплохие характеристики. Высота блоков составляет 7—8 мм, их разграничивают небольшие поперечные зазоры. Изделия рассчитаны на спокойную езду в пределах города.
- Направленный узор положительно влияет на рабочие показатели, способствует самоочищению. Монтаж проводится строго по направлению стрелки. Она расположена на боковине под надписью «Rotation».
- Асимметричный вариант состоит из двух зон разного назначения. Внешняя сторона оснащается крупными грунтозацепами, отвечает за цепкость и устойчивость. Внутри элементы протектора меньше, дополнены водоотводящими канавками. Их задача удалять влагу из пятна контакта. При установке необходимо соблюдать указания относительно стороны. Внешняя часть маркируется INSIDE, а внутренняя —
Ламели – что это
Ламели выглядят, как очень тонкие разрезы. Имеют разную форму. Шипованная резина содержит меньшее количество по сравнению с шинами липучками, так как требуется место для установки шипов.
Ламели действуют как маленькие присоски. Благодаря им увеличивается коэффициент сцепления, сокращается продолжительность тормозного пути, улучшается управляемость транспортным средством.
Существуют разные виды, которые отличаются формой и принципом действия.
- Синусоидальный вариант повышает боковую стабильность автомобиля.
- Зигзаг готов к маневрам любой сложности.
- 3D ламели содержат дополнительный элемент, что делает давление на протектор более равномерным.
Типоразмер – как подобрать
Чтобы правильно выбрать зимние шины по размеру стоит следовать рекомендациям производителя. Разрешается отступления в ту или иную сторону, но в пределах установленного допуска.
Вся информация приведена в маркировке, однако часть параметров зашифрована. Разберем на каком-либо примере, что они означают: 185/75 R14.
- 185 — ширина в миллиметрах;
- 75 — относительная величина, указывает на соотношение ширины и высоты профиля, рассчитывается по формуле: 185х75/100;
- R — радиальный тип конструкции;
- 14 — посадочный диаметр в дюймах.
Покрышка, увеличенной ширины позволит без проблем справляться с выбоинами, а более узкая даст преимущество по курсовой устойчивости.
Высокий профиль положительно сказывается на плавности хода, надежно защищает от повреждений. Лучшую маневренность обеспечат низкопрофильные модели, но амортизационные свойства ухудшатся.
В вопросе, какие выбрать зимние покрышки, допускается поэкспериментировать, но в пределах разумного.
Индекс скорости
Скоростной индекс указывает максимальные показатели, при которых шины не утратят своих свойств. Для обозначения используется буквы латинского алфавита, значения, которые им соответствуют, сведены в таблицу.
Индекс скорости для шипованных шин представлен в нескольких вариантах:
- Q — 160 км/ч;
- R — 170 км/ч;
- S — 180 км/ч;
- T — 190 км/ч.
Однако ездить на предельных скоростях все же не рекомендуется. Это чревато снижением безопасности.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки указывает допустимый вес на одно колесо. Он записывается с помощью цифр. Значение в килограммах является результатом деления массы нагруженного автомобиля на число колес, а дополнительные 20—30% обеспечат приличный запас.
Правила обкатки зимних шипованных шин
Полноценная эксплуатация шипованной резины возможна только после обкатки. Она преследует следующие цели:
- удалить слой смазки;
- усилить фиксацию шипов.
Процедура проводится в несколько подходов по снежному покрову. Предварительно выполняют балансировку и выставляют правильное давление воздуха. Во время движения не следует разгоняться, рекомендуемая скорость 60—70 км/ч, также рекомендуется избегать резких маневров. Пробег должен составить не менее 500 км. Подходящая температура воздуха для обкатки составляет 2—3°C.
Срок службы зимних шин
Зимние шины рассчитаны максимум на 5 лет, хотя некоторые производители озвучивают другие цифры. Что касается пробега, то этот показатель зависит от страны.
- Изделия из Европы могут проехать до 60 тыс. км.
- Отечественные покрышки придется сменить после 40 тыс. км.
- Китайская продукция отличается нестабильным качеством. Одни экземпляры протянут всего 20 тыс. км, а другие осилят до 80 тыс. км.
По нормам остаточная глубина протектора должна составлять не менее 4 мм.
Обязательно следует обратить внимание на дату изготовления, которая приведена в маркировке. Если с выпуска прошло 2 года, стоит воздержаться от покупки.
Как сэкономить на покупке зимней резины
Какой водитель не мечтает сэкономить на резине.
Для воплощения своих желаний стоит приобретать зимние шины в начале года, когда можно рассчитывать на приличную скидку.
Второй способ — выбрать покрышки меньшего диаметра. Правда, заодно придется раскошелиться на диски.
А вот бывшие в употреблении изделия способны не оправдать ожиданий по характеристикам и уровню безопасности, привести в дальнейшем к новым тратам.
Вся шипованная резина обладает сходными свойствами, хорошо показывает себя на заснеженных и ледяных дорогах. При выборе следует учитывать количество шипов, их форму, рисунок протектора, условия и интенсивность эксплуатации автомобиля.